Безопасность детей
Направления работы
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей
- противопожарная и техногенная безопасность
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав ДОУ и родительский договор
Материалы для работы с детьми
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- видеонаблюдение
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара
Памятки и буклеты
Безопасность дорожного движения
С самого раннего возраста (примерно с 1,5 лет) родителям важно называть окружающие вещи своими именами. Это тротуар, а это дорога, проезжая часть. Это грузовик, а это легковой автомобиль (не «бибика»!). Это красный свет, а это зелёный сигнал светофора. Это дорожный знак, а это пешеходный переход, называемый зеброй.
Самые первые правила, которые маме и папе необходимо многократно повторить ребенку, — это:
- Переходить проезжую часть можно только на зелёный сигнал светофора.
- Если светофора нет, то переходить дорогу можно только по пешеходному переходу (который называется зебра, потому что похож на неё внешне – чередуются белые и тёмные полосы).
- Даже если идём по зебре и на зелёный, всегда смотрим по сторонам — нет ли приближающихся машин.
- Когда ступаем на проезжую часть, смотрим налево, дойдя до середины — направо.
- Если нужно идти вдоль дороги по тротуару, то двигаемся по правой стороне.
- Если находимся за городом, идём по обочине дороги навстречу машинам.
- Запрещено играть рядом с дорогой (если дорога поблизости) и на дороге.
- Нельзя переходить на красный и на жёлтый сигнал светофора.
- Нельзя перебегать дорогу, даже если машин рядом нет и их не видно.
- Нельзя вырывать руку у взрослого даже на узкой дороге во дворе.
Sasenki/Shatterstock.com
Когда ребёнок становится чуть постарше, добавляем к этому списку ещё несколько правил:
- Необходимо слезть с самоката или велосипеда при переходе дороги и везти его рядом с собой «пешком».
- Даже если кто-то из незнакомых взрослых или детей пошёл на красный рядом с тобой, стоим и ждём зелёный.
- Нельзя отвлекаться на дороге (играть, слушать музыку, смотреть в телефон), даже если переходишь на зелёный.
- Нельзя высовываться из окна автомобиля — ни головой, ни рукой, — так как проезжающие рядом машины могут травмировать.
- На одежде или предметах гардероба (рюкзак, например) стоит иметь светоотражающие элементы, чтобы водители заметили пешехода в тёмное время суток.
Чтобы «картина» дороги у ребёнка была полной, необходимо также рассказать ему о знаках и обязательно показать их.
Знаки, которые ребёнок должен знать
Где есть это обозначение, МОЖНО переходить дорогу. Это разрешающий знак.
Знак перехода близко, но прямо здесь переходить НЕЛЬЗЯ. Поэтому треугольник красный.
Здесь есть подземный переход, рядом оживлённая трасса, преодолеть которую можно под землёй.
Это обозначение для водителей, чтобы они знали, что рядом могут быть дети. Такие знаки устанавливаются рядом со школами, детсадами, другими детскими учреждениями.
Здесь переходить дорогу запрещено! Ступать на проезжую часть НЕЛЬЗЯ ни в коем случае.
Здесь останавливается общественный транспорт, это знак остановки.
Это самые основные и часто встречающиеся знаки, которые ваш ребёнок первыми увидит при знакомстве с правилами поведения на улице. В интернете можно найти много цветных красивых картинок, которые можно распечатать и показать ребёнку «вживую».
Источники изображений: region.my1.ru, veterok113.ucoz.net, polymercenter.ru, razvivashka.online.
Такие плакаты можно повесить на стене дома (нажмите на картинку, чтобы открыть её или сохранить). Никогда не будет лишним повторить знаки. Но, конечно, теории будет недостаточно — нужно выходить на улицу и обращать внимание ребёнка на знаки на дороге каждый раз, когда вы их видите.
УРОКИ ТЕТУШКИ СОВЫ - мультзал для детей смотреть здесь